Кармасанский сельсовет муниципального района
Уфимский район Республики Башкортостан

РАЗЪЯСНЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ВОПРОСАМ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН

/ Просмотров: 614

В соответствии с положением статьи 1 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 59-ФЗ) данным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

 

Во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2012 № 19-П федеральный законодатель дополнил статью 1 Федерального закона №59-ФЗ частью 4, расширив сферу его применения и распространив его на отношения по рассмотрению обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами, осуществляющими публично значимые функции.

 

Вместе с тем в названном постановлении Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что обязанность по рассмотрению обращений граждан государственными и муниципальными учреждениями как организациями, осуществляющими социально-культурные или иные функции некоммерческого характера соответствующего публично-правового образования, предполагается постольку, поскольку на такие организации возложено исполнение государственных или муниципальных публично значимых функций в рамках компетенции создавшего их публично-правового образования.

 

При этом в определении от 27.06.2017 № 1361-О Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что часть 4 статьи 1 Федерального закона № 59-ФЗ не позволяет распространять его положения на гражданско-правовые отношения, возникающие между гражданами и юридическими лицами, в том числе созданными публично-правовыми образованиями.

 

Таким образом, в случае ненадлежащего рассмотрения обращения гражданина управляющей организацией принятию решения о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) должно предшествовать выяснение следующих обстоятельств: кем создано это юридическое лицо и возлагалось ли на него исполнение государственных или муниципальных публично значимых функций в рамках компетенции создавшего его публично-правового образования.

 

Если правоотношения собственника помещения в многоквартирном доме с управляющей организацией носят гражданско-правовой характер, то требования Федерального закона № 59-ФЗ на них не распространяются, в связи с чем и отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.59 КоАП РФ.

 

Приведенная правовая позиция нашла отражение в постановлениях Верховного Суда Российской Федерации от 22.10.2018 № 88-АД18-2 и № 88-АД18-3.